Мопед появился, как транспорт для соло-прогулок и поездок по делам. Еще до середины ХХ века они больше напоминали велосипеды, на которые устанавливались моторы. Это была слабая техника, которая с трудом тянула даже одного человека, не даром для поддержки сохранялись педали, ими нужно было помогать двигателю на сложных участках и подъемах.
Современный мопед обладает несколькими особенностями:
- Максимально легкая конструкция, часто рама напоминает велосипедную, но усиленную в некоторых местах, которые испытывают наибольшую нагрузку;
- Слабые моторы и небольшие баки. Это обусловлено городской ориентированностью транспорта, он слишком неудобен для «дальняков». Двигатели сейчас в основном четырехтактные, коробка передач механическая, но их число меньше, часто используются вариаторы;
- Кубатура достигает 100 и более см³, причем, производители часто идут на хитрость. Более мощная техника, которой нужна категория прав А, указывается в документации, как маломощная, с объемом до 50 см³. В результате нет нужды в регистрации и для управления достаточно категории М, которая автоматически открывается при получении любой другой;
- Прямая посадка, комфортная не только в городском ритме, но и при выездах за город.
Двигатели в среднем выдают 7-10 лошадиных сил, чего достаточно для разгона до 100 км/ч. Это позволяет с комфортом добраться до загородного дома или дачи. Естественно, безопасно использовать технику можно только в теплый сезон. Кроме того, следует использовать комплект экипировки для катания, это шлем (минимум по закону, без него штрафуют), перчатки, защита коленей, локтей. В идеале иметь «черепаху», которая защищает спину и шею.
Расход мопеда обычно не превышает 1-2 литров на сотню (у мощных моделей, объемом более 100 см³ чуть больше).